«Герои Эльтигенского десанта» под юридической защитой ЮНОВА
Основной Закон нашей страны гласит:
“Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры”.
ст. 44 Конституции Российской Федерации
А что мы видим в жизни?
Разрушая свою историю, мы сами губим себя!
Наша история началась со знакомства Вице-президента Союза юристов нового времени «ЮНОВА» Гусевой Л.В. с человеком высоких духовных ценностей, творцом, скульптором Тазьба Леонидом Владимировичем.
Членам ЮНОВА Леонид Владимирович поведал о своей длительной, но безрезультатной борьбе за первозданный облик своего творения.
Речь пойдет об объекте культурного наследия федерального значения Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта» (Республика Крым, г.Керчь), который был создан в 1985г., группой авторов: скульпторы – Тазьба Л.В., Ковнер С.А., архитектор – Шахов О.А., инженер конструктор – Зиколь Ю.М.,
Целью уникального Мемориального комплекса является увековечивание героических событий, связанные с высадкой и действиями Эльтигенского десанта в годы ВОВ, удерживавшего плацдарм с 01.11.1943 по 09.12.1943г.
По замыслу авторов, Мемориальный комплекс воплощает символ бессмертия в ландшафте береговой зоны Керченского пролива, в месте героической высадки десанта в октябре 1943 г., в память о Героях, которые преодолев Керченский пролив, вторглись в мощную оборону врага, ввергая его в ужас и в смертельной схватке захватили плацдарм 3,5 км вдоль берега и 1,5 км вглубь. Под шквальным огнем герои не только удерживали плацдарм 44 дня, но смогли пройти по тылам фашистов в городе Керчь и захватить гору Митридат.
61 воин Эльтигенского десанта удостоен звания Героя Советского Союза.
Пластический железобетонный Обелиск «Парус» (синтез архитектуры и скульптуры) высотой 20 метров площадью 450 кв.м, виден с моря словно парящий в небе лёгкий, но грозный, гармонируя с окружающей природой, органично с ней сочетаясь, он является одновременно доминантой ландшафта.
Это невероятное творение признано одним из лучших памятников монументального искусства Крымского полуострова и внесено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.
Однако, не смотря на ценность Мемориального комплекса и нахождение его под охраной государства, в 2016 году «грубый молоток реставрации» бездумно коснулся обелиска, обезобразив его, нарушив внешний облик, замысел автора и, причинив творцу немыслимую душевную боль, о которой он нам поведал, обратившись за юридической помощью, в которой члены ЮНОВА не могли отказать Леониду Владимировичу, поскольку миссия нашего Союза направлена на защиту авторских прав и сохранение культурных ценностей России, посредствам повышения правовой грамотности граждан нашей страны.
Гражданский Кодекс РФ устанавливает защиту личных неимущественных прав автора на неприкосновенность произведения.
В данном случае мы говорим о личных неимущественных правах скульптора Тазьба Л.В. на Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта», не смотря на то, что сам объект, признан объектом культурного наследия федерального значения и находится в собственности администрации г. Керчи.
Личные неимущественные права – не отчуждаемые, как и право автора на его имя.
Что же произошло с обелиском?
В 2015г., в отсутствие необходимости проведения противоаварийных работ (по мнению автора Мемориального комплекса), все же было принято решение о проведении реставрационных работ в отношении Мемориального комплекса «Героям Эльтигенского десанта» и заключен Государственный контракт на проведение противоаварийных, ремонтно-реставрационных работ, Заказчиком выступила Администрация г. Керчи, в лице начальника Управления капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым, Подрядчик — ООО «Век».
В результате строительных работ подрядчик отклонился от первоначальной авторской концепции и изменил облик памятника, не смотря на основную цель действующего законодательства в части сохранения памятников истории и культуры в их первозданном виде, как уникальную ценность многонационального народа России в интересах будущих поколений.
Статья 47.3 Федерального закона № 73 – ФЗ запрещает проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные, конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, включенного в реестр, однако подрядчика ничего не останавливало – ни законы, ни совесть.
После обращения скульптора в аппарат Президента России с просьбой оказать содействие в восстановлении Обелиска, была создана комиссия, которая в 2018 г. установила факт причинения вреда Объекту и изменения его внешнего облика, а именно:
• выполнено кощунственное вскрытые поверхности «Паруса», в последствии отверстия заделаны контрафактным материалом, который вступил в химическую реакцию с бетоном, что создало ситуацию саморазрушения поверхности «Паруса»;
• изменен цвет «Паруса», являющегося смысловым центром Объекта. Парус стал белым и глянцевым, что существенно отличает его по цвету от барельефов.
• на бетонной поверхности Стены Героев были наклеены буквы из пластика, что не может обеспечить требуемую их долговечность. В авторском исполнении буквы монументальных надписей были изготовлены из бронзы, которая подвергалась полировке. Крепились буквы с помощью специальных штырей, вмонтированных в определенном композиционном порядке в бетон Стены Героев (на обеих сторонах Стены).
В Российской Федерации Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти, но, в случае с «Парусом», сам орган местного самоуправления инициировал без необходимости реставрационные работы, подписав в последующем акт выполненных работ с подрядчиком и, оплатив эти работы многомиллионным платежом.
Обращения автора за защитой его прав с целью восстановить первоначальный облик памятника, в различные органы и ведомства не привели к результату, виновные лица не получили должного наказания, «Парус» не был восстановлен.
Администрация г. Керчи, приняв во внимание заключение 2021года об отказе Министерства культуры Республики Крым в приемке работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта», по причине выявления нарушений и несоответствий выполненных работ требованиям ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации», обратилась в суд с иском к подрядчику (ООО «Век») о понуждении ответчика выполнить мероприятия по сохранению объекта культурного наследия «Мемориальный комплекс «Героям Эльтигенского десанта», в рамках государственного контракта путем устранения выявленных нарушений.
Однако, из исковых требований администрации не следует, что объекту будет восстановлен его первоначальный облик, более того исковые требования администрации не направлены на восстановление авторских прав скульптора.
Действия, допущенные в отношении памятника – объекта культурного наследия России, бездумны и кощунственны!
Не уже ли так черствы мы стали к своему прошлому?
Почему так легко утрачиваются наши исторические ценности?
ЧТО мы оставим потомкам?
Обезображенные памятники не несут никакого смысла, утратили свой основной замысел беречь и сквозь года нести память о тех, кто совершал подвиги в годы ВОВ (1941-1945) во имя нашего будущего!
Мы сами губим себя, разрушая свою историю!
Народ без истории не может считаться по истине великим!
Кто защитит нашу память, памятники, мемориалы, обелиски, строения и сооружения, все то, что рассказывает нам о наших предках, создавших наше настоящее, все то в чем живет наша история?
Конечно, МЫ! И только МЫ сами, каждый из нас!
И это наше законное право, право предоставленное нам Конституцией РФ.
Тазьба Леонид Владимирович – это человек, рожденный в первой трети прошлого века, заслуживает не только должного внимания со стороны государственных органов как человек почтенного возраста, но и более пристального уважительного внимания, как человек–творец, скульптор, внесший свой великий вклад в культурный фонд России, создав такой уникальный памятник монументального искусства – Парус, ставший объектом культурного наследия федерального значения.
Прилагая в одиночку все свои силы на восстановление, утраченного первоначального облика Паруса, в борьбе с такой «кощунственной реставрацией», скульптор не утрачивает веры в истинную цель наших законов о сохранности культурного наследия.
Союз ЮНОВА, реализуя благотворительную миссию, используя всевозможные правовые механизмы, прилагая совместные усилия лучших юристов и адвокатов России, вступили на защиту авторских прав Тазьба Л.В. на неприкосновенность созданного им произведения, в целях сохранения культурного наследия нашей страны в первозданном облике!
На сегодняшний день подготовлен и направлен ряд документов в судебные органы, обращения в органы местного самоуправления и государственные органы РФ.
Члены ЮНОВА прилагают максимальные усилия для восстановления первозданного авторского облика мемориального комплекса, защиты прав его автора и уверены, что вместе мы достигнем цели.
Благодаря своевременно принятому решению Союза юристов, а так же убедительности изложенных доводов, Арбитражный суд на стадии апелляционного производства восстановил срок на подачу апелляционной жалобы автора и принял ее к своему рассмотрению, узрев нарушения прав лица, не привлеченного к участию в деле (автора), судебным актом принятым судом первой инстанции, принимая во внимание что предметом спора является тот самый мемориальный комплекс, за восстановление которого борется Леонид Владимирович уже не один год.
Мы не сомневаемся в законности и справедливости правосудия, осуществляемого судом и обязательно с вами поделимся результатами.
Члены Союза «ЮНОВА»
Автор статьи Елена Чич
Участники кейса:
Гусева Лариса, Чич Елена, Якуба Оксана, Звонова Людмила, Семенова Инга, Романова Гузалия, Саакян Анна, Толмачева Элла, Алексеева Ольга, Зорин Андрей, Голоп Максим